Пешеходная прогулка по Большому и Малому Гнездниковскому переулку в Москве

Пешеходная прогулка по Большому и Малому Гнездниковскому переулку в Москве

Администраторы гостиницы Концерт с удовольствием расскажут, как нашим гостям добраться до Большого и Малого Гнездниковского переулка и с удовольствием провести свой досуг.

Большой и Малый Гнездниковские переулки расположены в Пресненском и Тверском районах Центрального округа Москвы. Большой Гнездниковский переулок проходит между Тверской улицей и Леонтьевским переулком, Малый - между Тверской улицей и Шведским тупиком. Протяженность Большого Гнездниковского переулка - 370 метров, Малого Гнездниковского - 320 метров. Ближайшие станции метрополитена - «Тверская» и «Пушкинская».


Гнездниковские переулки - происхождение названия

Название переулков возникло в XVIII веке и связано с находившейся здесь ранее слободой ремесленников, которых называли «гнездниками». До этого Большой Гнездниковский переулок именовался Урусовым и Исленьевым, а Малый - Шереметевским и Вадбольским. Все эти названия происходили от фамилий домовладельцев.





История Большого и Малого Гнездниковского переулков

В конце XVI века были возведены укрепления Белого города, и местность, где расположены Гнездниковские переулки, вошла в границы Москвы. В XVI - XVII веках здесь находилась слобода, населенная мастерами, которые назывались «гнездниками». Сама местность также получила название Гнездники. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, чем именно занимались гнездники. Есть предположения, что эти мастера изготовляли дверные петли, стрелы или занимались литейным ремеслом.

В XVII веке здесь была построена церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, новое здание которой возвели в XVIII столетии. Строительство каменных зданий в переулках началось в XVIII веке и продолжалось в течение XIX и начала XX столетий.

В 1912 году в Большом Гнездниковском переулке был построен дом, который в течение более чем 20 лет считался самым высоким зданием Москвы. В разное время в этом здании находились различные театры, в том числе театр-кабаре «Летучая мышь» и цыганский театр «Ромэн». Сейчас здесь размещается учебный театр Российской академии театрального искусства. В 1930-х годах Никольская церковь была снесена, и на ее месте построили здание школы. Значительная часть существующей застройки переулков относится к XIX - началу XX веков. Некоторые здания были построены в советское время.


Дома в Гнездниковских переулках и достопримечательности:


Большой


- Дом архитектора Нирнзее





Историю владения по Большому Гнездниковскому переулку, 10 в Москве можно проследить с начала XIX века, когда здесь находилась усадьба с каменными постройками, принадлежавшая поручику С.П. Долгово-Сабурову. Во время пожара 1812 года этот район Москвы не пострадал, и усадьба сохранилась в целости. В течение XIX века усадьба сменила нескольких хозяев, а в 1873 году она перешла во владение дворянской семьи Кайсаровых. После этого усадебные здания были перестроены под меблированные комнаты. В 1909 году владение было куплено А.И. Быстровой. В это время здесь было 5 каменных зданий высотой от одного до трех этажей. Новая хозяйка также сдавала квартиры внаем.

В 1912 году участок приобрел архитектор Э.-Р.К. Нирнзее, построивший здесь 10-этажный доходный дом - самое высокое в то время жилое здание Москвы.

Строительство здания в Б. Гнездниковском переулке, 10 велось быстро, и в 1913 году оно было в основном закончено. В 1915 году Нирнзее продал участок с домом банкиру Д.Л. Рубинштейну. Дом Нирнзее разительно отличался от других доходных домов Москвы своей планировкой.

Квартиры располагались по сторонам длинных коридоров. Над последним жилым этажом находилось помещение для общей столовой. На крыше планировалось создать зону отдыха со сквером и смотровой площадкой, а зимой даже заливать каток. Помещения для культурного отдыха жильцов должны были размещаться и в подвале дома.

В 1918 году дом был национализирован и стал называться 4-м домом Моссовета. Многие квартиры были отданы партийным работникам и государственным служащим. В 1930-х годах здесь жил прокурор СССР А.Я. Вышинский.

Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском, 10 связан с историей кинематографа. В 1914 - 1918 годах в одной из квартир находилась редакция журнала «Сине-Фоно» - одного из первых изданий русских кинематографистов. Работали здесь и многие организации, связанные с производством и прокатом фильмов. На крыше дома был организован съемочный павильон.


Имеет дом и свою театральную историю. В 1915 - 1922 годах в подвале работал созданный Н.Ф. Балиевым театр-кабаре «Летучая мышь». С 1924 по 1928 годы здесь располагался Московский театр сатиры, а в 1928 - 1930 годах - студия Малого театра. В 1930 году помещение передали цыганскому театру «Ромэн», находившемуся здесь до конца 1950-х годов. С 1958 года здесь находится учебный театр Российской академии театрального искусства. В 1920-х - 1930-х годах в доме по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10 в Москве располагались редакции различных газет и журналов, а с 1934 по 1970 годы - издательство «Советский писатель». Сейчас здесь находится редакция журнала «Вопросы литературы».


Малый


- Усадьба Лианозова. Министерство культуры РФ





Дом в Малом Гнездниковском переулке, 7 в Москве, расположенный на стрелке с Большим Гнездниковском переулком, притягивает взгляд своим прекрасным эклектическим декором. Но не только это делает его необычным, но и несколько странное скульптурное изваяние на фронтоне: рабочий с факелом и молотом в руках, лепнина из зданий фабрик и заводов, сельскохозяйственные агрегаты и все это переплетено импровизированной … кинопленкой. Чтобы это значило?

История здания Министерства культуры РФ

Начнем, пожалуй, с XVIII столетия, когда на нынешней территории находились владения представителя московского купечества некоего Кондикова. В начале XIX-го домовладение находилось в собственности отпрысков графа Федора Григорьевича Орлова – одного из братьев, в свое время сыгравших главную роль в деле возведения на царство императрицы Екатерины Великой. В 1880-м году владение выкупает Георгий Мартынович Лианозов – крупный промышленник, благотворитель, важный общественник и политический деятель. Практически сразу он решает реконструировать имевшийся здесь двухэтажный особняк, для чего приглашает зодчего Ивана Павловича Херодинова. В результате, дом получил новый фасад, а с двух сторон к нему пристроили дополнительные объемы.


Незадолго до революции особняк в Малом Гнездниковском снял некий Жак(?) Чибрарио де Годен – представитель некой кинокомпании «Транс-Атлантик». Этот ушлый предприниматель уже в 1918-м, при Советах, провернет великую аферу.

Молодая республика, следуя лозунгу пролетарского вождя, что «… из всех искусств важнейшим для нас является кино …», заключило с де Годеном договор концессии, по которому он обязался доставить из США кинематографическое оборудование и материалы. Поручителем стала дипломатическая служба Соединенных Штатов.

Деньги предусматривались немалые – 17 миллионов золотых рублей. Чибрарио де Годен взял аванс в 220 000 и был таков, уехав за границу. Пропали и остальные деньги, переведенные за рубеж. «Афера Чибрарио» аукнулась московскому киношному комитету, который еще долго не получал государственной финансовой поддержки из-за «потери бдительности». Отметим, что за ходом следствия следил сам Владимир Ильич Ленин, а английское BBC даже выпустило игровую кинокартину «Спасибо, товарищи!», настолько громким был резонанс этого дела у нас и за рубежом.


Интересно, что с кинематографом был связан и сын последнего хозяина – Степан Георгиевич Лианозов, хотя главным семейным бизнесом являлось «черное золото». Так, в конце 1916 года он стал одним из акционеров известного в те годы кинематографического АО «Биофильм», в котором владел порядка 12,5% акций. И хотя он по праву мог войти в состав совета директоров, но активно заниматься развитием «русского синематогрофа» не стал, оставаясь только инвестором. Дел хватало и без этого! Правда, Степан Георгиевич вел какие-то переговоры о финансировании «Биофильмом» открытия новых синематографов по всей России с инициативной группой, в которую входили … Федор Иванович Шаляпин и актриса, гражданская жена Максима Горького Мария Федоровна Андреева, о чем последняя и написала в одном из писем «пролетарскому» писателю. Задуманное, увы, не свершилось.


«Колыбель советской киноиндустрии»

С 1918 года бывший особняк Лианозова занял кинофотоотдел при Наркомате просвещения, затем его сменила организация «Совкино» и далее Министерство по кинематографии СССР.

В 1925 году здание реконструировали, после чего оно получило два дополнительных этажа и необычную скульптурную композицию на фронтоне, о которой говорилось в самом начале статьи. Возможно, она символизировала собой лозунг, что «искусство в стране принадлежит народу», а не только интеллигенции.

Интересно было узнать, что именно в этом доме в 1934-м году дали «зеленый свет» музыкальному комедийному фильму «Веселые ребята» Григория Васильевича Александрова. Дело в том, что чиновники сразу определили его как подражательство американцам и их мюзиклам, и «зарубили» прокат. Счастье режиссера, что фильм понравился тогдашнему руководителю советского кинематографа Борису Захаровичу Шумяцкому, который пригласил на кинопросмотр Максима Горького, а тот уже в восторженных красках рассказал о картине Сталину. «Вождь народов» лично прибыл в этот дом (своего кинозала в Кремле тогда еще не было) и остался доволен фильмом, особо отметив прекрасную игру Любови Орловой. Судьба фильма была решена положительно, а о популярности «Веселых ребят» можно и не говорить!


Сегодня дом №7 в Малом Гнездниковском переулке занимает Министерство культуры РФ.


- Дом купцов Пеговых





Трехэтажный дом с арочным проездом в Малом Гнездниковском переулке, 12 в Москве – типовой образец московской архитектуры третьей четверти XIX столетия: неброский декор, «разбавленный» кокошником с круглым оконным проемом в центральной части здания да простенькие наличники окон.

По информации из архивов, дом был построен еще в 1836-м как особняк с боковыми жилыми флигелями и принадлежал некоей Н.И. Ширяевой. Реконструкция строений проводилась после этого дважды – в 1872-м, а потом уже в 1880-х годах.


История дома

В 1860-х домовладение приобрели представители купеческого семейства Пеговых. Родоначальником династии стал Владимир Васильевич Пегов, владевший крупной пивоварней в городе Ярославле. В Первопрестольной снискал уважение среди купцов, т.к. вел бизнес только с расчетом наличными и без каких-либо вексельных расписок. Со временем был отмечен титулом потомственного почетного гражданина. Известность приобрел и как щедрый благотворитель. На выделенные им 400 тысяч тогдашних рублей в Николо-Угрешской обители, расположенной в нынешнем подмосковном Дзержинске, возвели величественный Спасо-Преображенский собор. Уже после ухода Пегова в мир иной, что случилось в 1893 году, в знак особых заслуг его предали земле в усыпальнице главного собора, под алтарем, что было привилегией только для настоятелей этой обители.

Еще один факт заслуживает внимания. Владимир Владимирович некоторое время снимал главный дом усадьбы Кузьминки-Влахернское у ее владельца Сергея Михайловича Голицына. Когда последний решил передать Скотный двор под расширение Влахернской больницы, Пегов и здесь безвозмездно передает деньги на реконструкцию имевшихся там капитальных строений. Наследники хозяина – сыновья Иван Владимирович и Александр Владимирович – проживали в доме родителя вплоть до 1917-го года. И если эти двое успешно продолжали семейный бизнес, то младший – Василий Владимирович – создавал проблемы еще при жизни отца: вел распутный образ жизни, якшался с неподобающей компанией, налево-направо выписывал необеспеченные вексельные бумаги. Батюшка пытался образумить беспутного, но, в конечном итоге, указал ему на дверь родительского дома. Уже 1877-м Василия осудили по громкому делу так называемого «Клуба черных валетов» и по решению суда сослали в Сибирь.

Такова краткая история этого купеческого семейства. Иногда их путают с однофамильцами – владельцами известной ресторации «Эрмитаж» на углу Неглинки и Петровского бульвара, но к ним они никакого касательства не имеют.

Сегодня в доме №12 по Малому Гнездниковскому переулку размещаются небольшие магазинчики и популярные в городе кафе.

Top.Mail.Ru