Путешествуем по Москве. Отель Концерт рекомендует посетить: Храм святителя Николая в Котельниках.

#достопримечательности #интересныеместа

#путешествуемпомоскве #отельконцерт

Путешествуем по Москве. Отель Концерт рекомендует интересные места, которые стоит посетить.


Храм святителя Николая в Котельниках. Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при МП


Адрес: г. Москва, 1-й Котельнический пер., 8, 10 стр. 1, 3


История храма

История храма святителя Николая в Котельниках тесно связана с родом знаменитых купцов Строгановых , считавшихся самыми богатыми людьми в России, и преемником рода Строгановых, князем Сергеем Михайловичем Голицыным.

За свою многовековую историю храм несколько раз перестраивался заново. Менялись облик, название, убранство, но неизменно Никольский храм оставался центром духовной жизни московских купцов и мастеров.



Храм святителя Николая в Котельниках


Многолетняя история храма насчитывает несколько периодов: на месте храма в 17 веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (первое упоминание в 1547 г.) Позднее переименованная в Николаевскую церковь становится усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей, а после пожара 1812 г. родовую церковь с богадельней восстанавливает на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, первый московский барин — князь Сергей Михайлович Голицын.


Строгановский период


В конце XVII века в связи с упразднением ремесленных слобод и расформированием стрелецких, Таганный холм стал привлекать к себе внимание состоятельных купцов — он находился в непосредственной близости от города. Именно в это время «для остановок по торговым и казенным делам» приобретают здесь собственность знаменитые освоители Пермского края и Сибири, богатейшие солепромышленники России — Строгановы.

Большинством историков принято считать, что род Строгановых берет свое начало из Новгорода Великого. Хотя наиболее авторитетный исследователь их родословной — Введенский А. А. считает, что они происходят из поморских крестьян. Эту знаменитую династию историки сравнивают как с богатейшими немецкими банкирами конца XV — XVI веков Фуггерами, так и с испанскими кондотьерами Пиззаро и Кортесом, покорявшими американские земли. Однако масштаб деятельности Строгановых был несоизмеримо больше. Помимо освоения новых территорий и развития собственных промыслов, они постоянно оказывали поддержку государству: обеспечивали царский дом разного рода товарами, преподносили двору богатые подарки и безвозмездно предоставляли денежные средства, что в свою очередь возвращалось им сторицей в бесчисленных привилегиях. Их владения с полным правом можно было считать царством.


В этом «царстве» на ста тысячах квадратных километров, что больше территории некоторых европейских стран, у Строгановых имелось свое войско — столь редкое явление даже для бояр, своя промышленность — выделка железа и выварка соли, и даже своя внешняя торговля — торговля соболиными шкурками, добываемыми коренными народностями Приуралья и Зауралья. Строгановым особо близки были широко почитаемые в поморском крае преподобные Зосима и Савватий — Соловецкие чудотворцы. Существует предположение, что они лично знали преподобного Зосиму, ходившего в Великий Новгород к митрополиту и другим знатным людям с просьбой отдать во владение основанному им монастырю Соловецкие острова. Так, в 1688 г. Строгановы полностью обновляют Троицкий храм в Котельниках и устраивают в нем новый придел свв. прп. Зосимы и Савватия Соловецких.


На своих землях Строгановы построили судостроительные площадки и открыли кожевенные предприятия — мануфактуры для собственных нужд, организовали жемчужный промысел. Дружины, находящиеся в распоряжении Строгановых, не только были способны защитить их от набегов враждебных племен, и позволяли совершать вылазки на сопредельные территории. Они снарядили волжского казака Ермака для похода на Сибирское царство. Набеги из этого царства постоянно беспокоили жителей русского севера. В награду за взятие столицы Сибирского царства, царь Иван Грозный предоставил Строгановым право беспошлинной торговли во вновь завоеванных землях.


В Смутное время Строгановы не принимали никакого участия в государственных переворотах, а в 1609 году выступили на стороне царя Василия Ивановича Шуйского, которому помогали как деньгами, так и дружиной. За это в 1610 году царь отблагодарил их землями, различными льготами и повелел в грамотах писать Андрея, Петра, Никиту, и Максима Строгановых с «вичем», то есть по имени и отчеству. Это означало, что Строгановы стали «именитыми людьми», наряду с боярами и окольничими, и могли пользоваться многими привилегиями, например, судить их мог только царь лично. В Соборном Уложении 1649 года была даже отдельная статья, в которой закреплялись права Строгановых и подчеркивалась особенность их положения в государстве. К началу 18 века представителем знаменитой династии в Москве становится правнук Аники, Григорий Дмитриевич Строганов, всесильный современник Петра Великого.


Григорий Дмитриевич Строганов родился в 1656 году, он был единственным сыном Дмитрия Андреевича, и последним «именитым человеком». Григорий Дмитриевич получил прекрасное для того времени образование и с раннего детства помогал отцу в хозяйственных делах. С шестнадцати лет он уже участвовал в официальных правительственных посольских приемах в Кремлевском дворце, присутствовал на царских и патриарших застольях. Это про него народ сложил поговорку: «Богаче Строганова не будешь!» После смерти отца Григорий Дмитриевич переселяется в Нижний Новгород, который давно уже является перевалочным пунктом соли из Пермских вотчин в Москву. Нижегородский период жизни Григория Дмитриевича продлился до 1703 г., начиная с этого времени он достаточно подолгу живет в Москве, наведываясь в свою вотчину ли по делам. А с 1705 г., когда Петр I вводит государственную монополию на соль, Григорий Дмитриевич окончательно переезжает в Москву, так как после этой реформы Нижний Новгород теряет свое прежнее промышленное значение. В связи с тем, что соль перестает приносить прежние доходы, то он переключается на добычу полезных ископаемых, в том числе железной и медной руды, строит медеплавильные и железоплавильные заводы.


Дом Григория Дмитриевича на Швивой горке (Таганном холме) стоял, как и положено дому именитого человека, на самой бровке холма, являясь достопримечательностью того времени, и славился на всю округу гостеприимством и хлебосольством и был открыт «не токмо друзьям его, но и всякого чина людям». Со всеми, по словам современников, Григорий Строганов был «добр и ласков, а бедным был старатель». Во время Северной войны Григорий Дмитриевич активно поддерживал начинания Петра I, построив несколько кораблей. За заслуги перед отечеством, и в знак личного расположения, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова, Петр I пожаловал медальоном с собственным изображением для ношения на груди. Царские привилегии распространялись и на семейство Григория Дмитриевича — так например, его жена Мария Яковлевна получила право носить русское платье, что было практически невозможно при петровском дворе, и при запрете на домовые церкви ее сыновьям разрешалось (именным указом Петра I) устроить таковою при доме Строгановых в Москве. Жена Григория Дмитриевича отличалась благочестием и, как все Строгановы, любовью к широкой благотворительности и строительству храмов и монастырей.


В день, когда Православная церковь отмечает двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (ст.ст) 1715 года Григорий Дмитриевич упокоился на древнем церковном погосте при храме свт. Николая в Котельниках. С его смертью закончилась эпоха «именитых людей», славное время купцов и промышленников, и началась новая — баронов и графов, столичных жителей, аристократов, покровителей искусств.


Марья Яковлевна (урожденная Новосильцева) скончалась через 19 лет после смерти мужа 9.11.1734 г. (ст.ст.) и была похоронена близ него. Традиции благотворительности Марьи Яковлевны наследовала ее невестка — жена барона Александра Григорьевича Строганова (1698-1754) Марья Артемьевна (1722-1787), урожденная Загряжская (в первом браке — Ислентьева), которая в 1759 г. обновила женскую богадельню при храме свт. Николая.


До конца своих дней Александр Григорьевич и Марья Артемьевна жили в своем доме на горке. При них храм достиг своего расцвета. На их средства при храме была собрана богатая ризница. В 1743 г. в храм был пожертвован мощевик в виде креста от служителя Строгановых Петра Ивановича Хлебоедова.


Александр Григорьевич, и его первая супруга — баронесса Елена Васильевна Строганова (скончалась в 1737 г.), урожденная Мамонова, и жены его братьев — Софья Кирилловна, урожденная Нарышкина, и Прасковья Ивановна, урожденная Бутурлина, упокоились в склепе при храме свт. Николая, о чем вплоть до его разрушения свидетельствовали чугунные плиты над местами их захоронений. Церковь свт. Николая в Котельниках в Москве стала родовой усыпальницей Строгановых. К сожалению, со смертью Александра Григорьевича и его супруги род Строгановых-москвичей прекратил свое существование: сыновей у супругов не было, дочери вышли замуж, сыновья его братьев переселились в столичный Петербург.


Голицынский период


Однако вскоре по воле Божией все переменилось. 22 апреля 1816 года скончалась княгиня Анна Александровна Голицына, урожденная баронесса Строганова, дочь Александра Григорьевича, оставив от своего брака с генерал-поручиком Михаилом Михайловичем Голицыным (1731-1804) сына Сергея Михайловича (1774-1859). В память о матери и ее родителях, а о своих дедах и прадедах, Сергей Михайлович, как единственный наследник Строгановых в Москве, решил восстановить храм над своей фамильной усыпальницей и возродить богадельню. В 1818 г. он подал прошение на имя Преосвященного Августина, митрополита Московского, с просьбой о восстановлении церкви.


В делах Московской духовной консистории, сохранившихся в архивах г. Москвы, находим следующую запись: «1818 года Декабря 21 дня. Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергий, Князь Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то она желает во всем ея поправить и привесть в благолепие суммою своею…» Вновь сооруженный храм с теплым приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев был устроен со всем благолепием и » по приличию других храмов святых. И все потребные ко освящению оного и священно служению вещи» были приобретены…


Новая, каменная, в стиле ампир, с одноярусною над папертью колокольнею церковь по проекту известного архитектора Осипа Бове была «покрыта железом, выкрашенным зеленою краскою…» Освятил воссозданный «строгановский храм» митрополит Филарет (Дроздов).


Произошло это знаменательное событие в 1824 г. Князь Сергей Михайлович обеспечил содержание причта, сам стал ходатайствовать о назначении настоятеля храма. Им стал священник Иоанн Алексеевич Благовещенский, окончивший в 1820 г. Московскую духовную семинарию. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом. Стоит отметить, что свя