Путешествуем по Москве. Отель Концерт рекомендует: Церковь Положения Ризы Господней. (Часть №1)

#отельконцерт #метроэлектрозаводская #гостиница #достопримечательности #сетьотелей #бюджетныеотели #отель

#риза #храмризополжениянадонской


Путешествуем по Москве. Отель Концерт рекомендует места, которые стоит посетить: Церковь Положения Ризы Господней (Храм Ризоположения на Донской)

Адрес: метро Автозаводская г. Москва, ул. Донская д.20 стр.1

20 минут от гостиницы "Концерт" на Электрозаводской

Путь Ризы Господней в Москву. Празднуется перенесение Ризы Господней 10/23 июля [7] .


Храмовый образ Положения Ризы Господней в Москве, XVII-XVIIIвв.



Распятие Господне. Воины делят одежды Спасителя. Клеймо храмовой иконы.



Персидские послы в Москве. Клеймо храмовой иконы


По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон (по-древнерусски «срачицу») — часть одежды Иисуса Христа.

Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX — начала XX в. подтвердили ее древность [12] .

Как повествует Евангелие от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежди Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19, 23-24).

Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием.


Патриарх Филарет(Романов) Собрание ростовского музея


Царь Михаил Феодорович Романов



В 1617 году персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, на протяжении многих лет страдавшую иноверных и чужеземных завоевателей. В 1619 году Теймураз I (1589-1663) — царь Кахетинский (1606-1648) и Карталинский (1025-1632), скончавшийся впоследствии в плену у персоd, обратился к русскому царю Михаилу Феодоровичу (1596 — 1645) — первому государю из Дома Романовых, с мольбой о помощи и поддержке и подтвердил высказанное еще во дни царствования Феодора Иоанновича (1557-1598) желание грузинского народа жить под «высокой рукой» государей Московских и всея Руси. Правительство России предприняло энергичные меры по облегчению положения единоверной братской державы и ее народа. Шах Аббас I, стремившийся поддерживать дружественные отношения с российским государством, направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар двум «великим государям» царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету (+1633) часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию.


Исцеление недужных. Клеймо храмовой иконы

Положение ризы Господней в Успенском соборе. Клеймо храмовой иконы


Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Памятником этих изысканий стало хранящееся ныне в Российском государственном архиве древних актов «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году». Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены (+327) — матери святого равноапостольного царя Константина Великого (+337), установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня. Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет обратился ко всем жителям Первопрестольного града с призывом с особым усердием исполнять предписанные Святой Церковью для великопостного периода обряды и установления. По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных. Вскоре от святыни последовали чудесные исцеления, подтвердившие, что доставленная в Москву реликвия действительно является Ризой Господней [12] [24]. Ее поместили под сень специально изготовленного и устроенного в Успенском соборе Московского Кремля бронзового шатра, где в настоящее время пребывают мощи священномученика патриарха Ермогена (+1612). Впоследствии святыня находилась в алтаре собора. Частицы Ризы Господней хранились также в Софийском соборе в Киеве, в соборе в честь Нерукотворенного Образа Спасителя в Зимнем дворце и в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Частицы Ризы Господней из Успенского собора находятся ныне в фондах Музеев Московского Кремля. Местонахождение остальных частиц неизвестно. Наши предки усматривали в прибытии на Русь части Ризы Господа Иисуса Христа знак благословения Божия Царствующему Дому, граду Москве и всему народу русскому, совершавшему строительство великой державы — защитницы и покровительницы православных народов, находившихся в те далекие времена под иноверным и чужеземным игом. По установившейся традиции каждый новорожденный наследник Российского престола получал маленькую частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте. И, хотя само событие принесения святыни в русскую столицу совершилось весной 1625 года, празднование в честь Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве было приурочено ко дню восшествия на престол царя Михаила Феодоровича. Богослужению праздника было составлено митрополитом Крутицким Киприанином — современником и очевидцем прославляемого события [7] . На месте встречи москвичами святыни там, где посольство персидского шаха Аббаса I весной 1625 года передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню — «срачицу», которая затем хранилас